Генератор

Для чего нужен генератор в автомобиле?

Генератор — устройство, трансформируемое механическую энергию в электрическую. Его основной функцией является обеспечение электричеством компонентов машины.

При запуске мотора главным устройством, потребляющим энергию, является стартер. Его мощность превышает 100 А, из-за чего совершается нагрузка на аккумулятор и упадок его напряжения. После включения мотора генератор начинает выполнять главную задачу источника питания. В случаях поломки генератора, он не будет выдавать требуемую мощность, и в процессе функционирования будет перегружать аккумулятор, в связи с чем он очень скоро нагреется. При горящих фарах или обогрева стекол, растет показатель потребляемого тока и случается так, что генератор не способен давать требуемую мощность. В таких случаях нагрузка производится на АКБ.

Привод генератора выполняется благодаря ременной передачи. За счет большого радиуса шкива увеличиваются его обороты, при этом он способен отдавать больше количества тока компонентам авто. Сегодня во многих автомобилях ременная передача совершается поликлиновым ремнем. Это способствует вырабатыванию большого количества электричества для потребляющих устройств авто при маленьком радиусе шкива. Фиксация данным методом совершается за счет натяжных роликов.

Структура генератора

Конструкция генератора включает статор, который обмотан и зафиксирован с двух сторон. 

Структура генератора включает в себя нижеуказанные компоненты:

  • Статор — основной элемент генератора, предназначенный для формирования временного тока. Конструкция содержит тонкие стальные пластины. Любой статор имеет выступы в своей структуре, предназначенные для оптимизации его охлаждения.
  • Ротор — компонент, формирующий вращающееся магнитное поле. Особенностью ротора является его система полюсов. Полюсные половины элемента изготавливаются штамповкой и содержат клюквообразные выступы. Если выступов не имеется, то конструкция включает определенную втулку возбуждения.
  • Щеточный узел — компонент, в котором бывают установлены скользящие контакты. Щетки бывают электрографитные и меднографитные. Первые обеспечивают более долгое функционирование генератора, в отличие от меднографитных, но имеют высокое напряжение, что оказывает отрицательное влияние на генератор.
  • Выпрямительные узлы. Часто устанавливаются теплоотводные узлы, однако существует и прочий механизм с иным оребрением.

Охлаждение устройства

Охлаждение выполняется благодаря имеющимся вентиляторам, расположенных на валу генератора. У большинства конструкций, воздух циркулирует с помощью центростремительного вентилятора со стороны колец. В моделях с щеточными узлами, вентилятор всасывает воздушные массы через прорези в кожухе, при этом направляя их на сравнительно теплые участки генератора.

Принцип функционирования генератора автомобиля

Генератор – важнейший компонент внутренних составляющих авто, от правильного функционирования которого зависит возможность передвижения автомобиля. При ходе совершается подзарядка АКБ, а также генерирование энергии, являющейся источником питания разного электрооборудования. Владелец автомобиля должен понимать механизм генератора, его характеристики, принципы функционирования, его возможные поломки, а также методы его проверки.

Задачи автомобильного генератора

Ниже рассмотрены задачи автогенератора. На сегодняшний день каждый автомобиль оборудуется целым рядом электрических устройств, для которые нуждаются в источнике питания. Генератор необходим также и для автомобилей, не оснащенных дополнительными устройствами. Электрической ток необходим в основном для запуска мотора стартером, формирования искры на свечах для возгорания топливовоздушной смеси и др. Для обеспечения подобных устройств потребления в машине применяются 2 источника – АКБ и генератор.

Аккумулятор скапливает энергию и может отдавать ее устройствам потребления. Генератор вырабатывает энергию, питает оборудование и подзаряжает АКБ. При удалении из конструкции авто генератора, он способен завестись, а также ехать определенное время, но после исчерпывания заряда батареи аккумулятора, машина заглохнет. Вновь завести ее без «прикуривания» от иного автомобиля не будет возможным.

Принцип функционирования генератора авто

По принципу функционирования генератор авто подобен обычному электромотору, только характер его действия противоположен: если обычный двигатель превращает энергию в механическую, то генератор, принимая импульс вращения от мотора, превращает его в электроэнергию.

При команде на запуск двигателя на обмотку ротора идет напряжение, оно идет через контактные кольца и блок щеток. Благодаря этому около обмотки формируется электромагнитное поле. Оно все время вращается вместе с ротором мотора, при этом контактируя с обмотками стартера. На обмотках стартера формируется ток, который идет на диодный мост, на выходе которого ток уже приобретает постоянное значение. Далее ток идет на регулятор напряжения, а потом он питает потребляющие устройства и АКБ.

Главным компонентом в функционировании автогенератора является реле-регулятор напряжения. Оно требуется для сохранения нужного значения тока, идущего на аккумулятор. Без применения регулятора при увеличении оборотов мотора генератор формировал бы преизбыточное напряжение, которое привело бы к неисправности АКБ. Это реле поддерживает термокомпенсацию – при минусовых градусах на АКБ идет высокое напряжение, при увеличении рабочих температур значение напряжения понижается.

Как отремонтировать автомобильный генератор

Совершать ремонт генератора желательно специалисту, однако прозвонить его можно и самим. Первый вариант диагностики – с помощью мультиметра. Второй способ — «дедовский». Для этого следует совершить запуск мотора, включить маленькую нагрузку (например, фары) – и, не выключая зажигания, вынуть минусовую клемму с АКБ. Если мотор не заглохнет, фары не потухнут, то это показывает, что генератор дает двигателю необходимое количество электроэнергии. Если автомобиль после снятия клеммы глохнет, то это говорит о неисправном генераторе.

Проверка мощности генератора.

Проверка работоспособности электродвигателя может быть выполнена с помощью обычного мультиметра. Сняв генератор с автомобиля, тестер затем исследует напряжение и сопротивление отдельных компонентов генератора. Перед тем как оборудование будет снято с автомобиля, оно проходит следующие проверки:

Проверяются шкивы и натяжение ремня генератора, а также общее состояние шкивов.

Проверка проводится при одновременно работающем двигателе. Скрежещущие или свистящие звуки, которые не являются абсолютно необходимыми, не должны присутствовать. Сильное нажатие — это "дедовский" метод проверки натяжения ремня неработающего двигателя. Должно быть от половины сантиметра до одного сантиметра провисания.

Проверка генератора без предварительной разборки

Напряжение аккумулятора можно измерить с помощью прибора, называемого вольтметром.

Рабочий процесс

Если показания ниже границы диапазона, генератор не будет заряжать батарею. Батарея считается перезаряженной, если показания выше 14,5 В. Оба этих варианта считаются значительными. Даже если батарея не заряжена, она будет продолжать нормально функционировать в течение многих дней. С другой стороны, если его постоянно перезаряжать, электролит в конце концов начнет выкипать из емкости. Признаком неисправности батареи является появление белых пятен на ее корпусе.

При проверке напряжения, вырабатываемого отдельными обмотками генератора, следует использовать контрольную лампочку.

Во время проверки двигатель автомобиля должен работать, однако никакое давление на педаль акселератора не должно приводить к показаниям мультиметра выше 15,5 В (на любой скорости). В случае, если показания превышают предел, генератор может вызвать повреждение электрических систем автомобиля. Компонент снимается с автомобиля, разбирается, и оценивается качество каждого отдельного элемента.

Необходимо снять электродвигатель с автомобиля и разобрать его, чтобы определить расположение узлов генератора. Ниже перечислены наиболее важные компоненты конструкции:

  • крышки спереди и сзади;
  • статор;
  • ротор;
  • место для упора ручки щетки
  • покрытие, препятствующее выходу тепла;
  • регулятор-выпрямитель;
  • шкив.

Ротор в корпусе генератора вращается на подшипниках, которые со временем изнашиваются, повреждаются влагой и заклинивают. В случае, если ролики полностью обездвижены, шток станет неподвижным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *