7 признаков поломки генератора
Неисправности генератора бывают:
1. Электрические:
- замыкания и повреждения обмотки;
- износ угольных щеток;
- неисправности диодного моста;
- поломка реле-регулятора.
2. Механические:
- повреждение корпуса;
- разрушение креплений;
- износ пружинок щеток;
- выход из строя муфты обгона;
- поломка подшипников или шкива.
Глохнущий при запуске двигатель, тусклый свет фар, постоянное мигание контрольной лампы на электрощите – признаки приближающихся поломок генератора.
Исправность автомобиля напрямую зависит от слаженной работы генератора и аккумулятора. При заведенном моторе энергию выдает генератор. От генератора заряжается аккумуляторная батарея. Аккумулятор запустит и сам мотор, и электронные приспособления при заглушенном двигателе.
Внимательный водитель всегда сможет вовремя заметить надвигающуюся неисправность и постараться ее предупредить.
Основные проявления приближающихся поломок
1. Проблемы при запуске мотора
Глохнущий при запуске двигатель – неоспоримый признак неисправности генератора. При слабом заряде электрической сети генератора разряжается аккумуляторная батарея. Слабый заряд аккумулятора лишает возможности прокрутить стартер. Если выходит из строя реле-регулятор, то аккумуляторная батарея получает энергию в избытке. Это разрушает электролит и приводит к поломке аккумулятора. Большинство современных автомобилей не заводятся, если напряжение в электрической сети падает ниже 12 вольт.
2. Мерцающий или слабый свет фар
Если в темноте свет автомобильных фар слабеет, делается тусклым или начинает мерцать при оборотах двигателя, то необходимо в срочном порядке проверить генератор и его приводной ремень. Тусклый и мерцающий свет фар – повод для неотложной ревизии генератора. Подсветка приборной электрической панели и устройства освещения салона тоже перестают работать нормально. Генератор выдает менее 13,7 А на аккумуляторную батарею. В этом случае фары светят тускло или мерцают. В ближайшем автосервисе вам заменят заряд. Иногда в такой ситуации потребуется установить новые щетки генератора, если они истерлись.
3. Светится пиктограмма на электрической приборной панели
Если на пиктограмме приборной панели горит или мигает аккумулятор, то это предупреждение от бортовой системы о том, что он скоро разрядится. В этом случае нет никаких сомнений, что машина далеко не уедет. Пройдет немного времени, прежде чем на свечах зажигания аккумуляторная батарея не будет давать искру. В этом случае не следует испытывать судьбу и надеяться на мощность аккумулятора. Как только загорелась пиктограмма, надо незамедлительно отключить все приборы не первой необходимости, а именно: вентиляцию, обогрев и музыку. Таким образом, вы сэкономите электроэнергию, необходимую для того, чтобы добраться до ближайшего автосервиса. Лучшим вариантом будет вызов эвакуатора, потому что современные аккумуляторы при полном разряде полностью выходят из строя. Вызов эвакуатора будет менее затратным, чем приобретение нового аккумулятора.
4. Свист приводного ремня
Если под капотом непрогретого автомобиля слышен свист, то причиной этого неприятного звука является слабое натяжение приводного ремня. Ремень принимает участие в запуске генератора, приводя в движение его ротор. При слабом натяжении ремня скорость вращения генератора уменьшится, и нормальная зарядка аккумулятора будет невозможна. Современные автомобили максимально оптимизированы, и ремень автоматически подтягивается другими устройствами. Простые модели автомобилей не снабжены гидроусилителями руля и кондиционерами. В их конструкции не предусмотрены никакие автоматические натяжители. Растянутый ремень можно подтянуть лишь вручную.
5. Перегрев или разрушение ремня
Если приводной ремень начинает неприятно пахнуть или от него отходит характерный дымок, то необходимо проверить шкив генератора. Он должен работать ровно и вращаться легко. Если заклинивает генератор или обводные ролики, то от ремня могут отслаиваться куски резины или дорожки. В таком случае, чтобы не допустить обрыва, ремень придется сменить как можно быстрее. Арматура ремня предохраняет его от разрыва, но и она со временем изнашивается и стирается. Обрывки могут попасть под ремень привода ГРМ, что вызовет сбой в фазах газораспределения и выход из строя мотора.
6. Звон или шуршание под капотом
Звенящие и шуршащие звуки под капотом сигнализируют об износе подшипников качения. Задачей подшипников является поддержание определенного просвета между обмотками ротора и статора. Они не получают смазку и быстро разрушаются. Ротор подклинивает и перекашивается. В результате этого появляется шум. Он может появиться также из-за деформации обгонной или демпферной муфты. Она тоже быстро выходит из строя. Чтобы заменить подшипники или муфту, генератор придется снять и разобрать.
7. Вой генератора
Если от генератора исходит гул, похожий на вой, то причиной этого является межвитковое замыкание обмотки на корпусе статора. Обмотка греется от чрезмерно высокой силы тока, и изоляция разрушается. Иногда бывает заводской брак или некачественный ремонт, когда обмотка туго натянута. От тепла при работе двигателя витки должны расширяться, а слишком тугие витки обмотки создают этому препятствие. Если в двигатель попадет вода, то это также может привести к повреждению изоляции.
Перед тем как собрать рюкзаки для длительного путешествия по далеким незнакомым местам, необходимо убедиться в полной исправности генератора. Если вы хорошо разбираетесь в технике и, возможно, собирали в детстве из старых запчастей новый автомобиль, на котором изъездили потом много дорог, то возьмите все необходимое для ремонта и смело отправляйтесь в путь. Во время длительного пробега обязательно производите ревизию генератора, снимая и разбирая его. Обращаться за помощью к автосервисам проще и надежнее, чем решать проблемы самостоятельно. Услуги автомехаников незаменимы для любителей длительных пробегов. Номера телефонов автосервисов должны быть в телефоне у каждого водителя автомобиля.